22 июня 2015 г., Область Иркутская
Почему Братск остается курортом для «дикарей»?

Наступило долгожданное тепло, погода «шепчет», истосковавшиеся по солнцу горожане стремятся на дачу, на пикник, на пляж, поближе к воде. Благо, ехать далеко не надо – вот он, лес, вот берег - совсем рядом. Берег и лес, по выходным похожие на гигантскую парковку, а после – на свалку. Здесь были братчане! Люди привыкли отдыхать «дикарями», вот и ведут себя, как дикари.

Что же может предложить горожанам с завышенными требованиями цивилизация? Ничего! Ничегошеньки, словно и не 2015 год на дворе! В Братске по сей день нет ни единого «официального» пляжа, где желающие могли бы безопасно и с комфортом отдохнуть.

У «диких» пляжей преимущество только одно – они бесплатны. Однако неужели люди отказались бы платить разумную цену за собственный комфорт? Ведь работают же и пользуются популярностью базы отдыха «Сосновая», «Соболек», «Лукоморье», хотя пожарить шашлык и поиграть в футбол можно на любой поляне! Значит, и пляжный отдых, если подойти к его организации грамотно, станет приносить доход. Первый закон капитализма: «спрос рождает предложение». Однако в Братске «родовые муки» что-то чересчур затянулись…

Бюджет не может, предпринимателям – не дают

Бывший председатель комитета градостроительства администрации Алексей Бельков сегодня трудится по другую сторону властных «баррикад», став предпринимателем. Однако его имя по сей день по инерции вспоминают, обсуждая облик Братска. Кому, как не ему судить о том, почему в городе нет нормального пляжа?

- Я возглавлял комитет при нескольких градоначальниках. Каждый очередной руководитель поднимал вопрос о необходимости организации летнего отдыха горожан. И каждый раз все заходило в тупик… То, что пляжи городу нужны, ясно всем. Руководитель говорит: «Надо, сделай!», жители говорят: «Дай!», а я всегда работал где-то посередине и должен был думать, как «сделать» и «дать». Главная проблема в том, что это очень затратно – создать отвечающий всем требованиям пляж. Нужны спасательная вышка, уборка и вывоз мусора, водный патруль, нужны дежурные, туалеты, раздевалки, шезлонги и зонтики и т.д. В бюджете города денег на это нет, тем более что это не разовое вложение, функционирование пляжа требует постоянного финансирования. Остается привлекать предпринимателей.

Мне постоянно приводили в пример залив Якоби в Иркутске. Не знаю, каким образом иркутяне решили вопрос с передачей земли и платным входом. В соответствии с Водным кодексом РФ, 20-метровая береговая полоса – земля общего пользования, и ограничивать доступ к ней запрещено. Для полосы в 50 м существует очень жесткий регламент использования – чтобы на ней что-то строить, нужно делать твердое основание, оборудовать стоки и т.д. Для двухсотметровой водоохраной зоны требования помягче.

По сути, в городе четыре пляжных зоны: Курчатовский залив, Зяба, Падунский пляж и острова Тэнга и Зуй. Реально привлекательным с финансовой точки зрения является берег Курчатовского залива. Приходил ко мне предприниматель, господин Нестер, который пытался там что-то организовать, но потом он, видимо, уехал или потерял интерес к пляжу. На самом деле, это не самое удачное место для отдыха – грунт, грязь, мутная вода… Нужно завозить туда тонны песка. В последние годы берегом никто не занимается, это стихийный пляж. Но Курчатовский был и будет местом притяжения горожан. Другой вопрос, что все это неорганизованно, случись что – спросить будет не с кого, да никто и не стремится нести ответственность за чужие жизни.

На сегодняшний день пляж представляет собой унылое зрелище – 4 покосившихся металлических зонтика родом из СССР, отгороженное металлопрофилем отхожее место без крыши (назвать его туалетом язык не повернется), берег, покрытый черным песком, больше похожим на пыль, и стопка покрышек, заменяющая мальчишкам вышку для прыжков в воду – вот и вся инфраструктура!

«Пока не будет хозяина – ничего не изменится!»

- Зяба – более привлекательное место с точки зрения вложений. Чистый песчаный берег, пологое дно, вода быстро прогревается, и лес поблизости. На Зябу строил планы известный в городе радиоведущий Петр Волков. У него была интересная задумка по строительству базы отдыха, мы с ним съездили на место, привлекли дизайнера, сделали привлекательный проект, который уже можно было показывать инвесторам (но и Петр не хотел заниматься пляжем – чтобы оправдать огромные затраты на его содержание, нужно ограничить доступ, а это незаконно). Все уперлось в права на землю. Прибрежная полоса на Зябе относится к федеральным лесам, и распоряжаться ими может только Агентство лесного хозяйства Иркутской области по согласованию с Минприродресурсом. Петр оформил пакет документов, недоставало только ходатайства от муниципалитета о том, что городу нужен этот проект. Однако получить подпись главы администрации под этим ходатайством так и не удалось (тогда назревало противостояние между мэром Константином Климовым и сити-менеджером Еленой Гольцварт - видимо, за политическими проблемами проект остался незамеченным)… 

Такой популярный у братчан песчаный пляж сегодня – не самое безопасное для здоровья место. Во-первых, здесь почти постоянно лежат горы мусора, оставленного отдыхающими, во-вторых, соседство с санаторием «Братское взморье» не лучшим образом сказывается на чистоте воды. Очистные сооружения здравницы пришли в негодность, и сточные воды, как есть, льются в водохранилище. Природоохранная прокуратура уже не раз поднимала этот вопрос, но решить его пока не удается из-за отсутствия средств.

- Каждый раз перед наступлением летнего сезона поднимается вопрос, совещания проводятся, все говорят: «надо, надо», но пляжа как не было, так и нет. Со стороны предпринимателей подвижки есть, они начали считать затраты на аренду земли, осознавать, что в хорошем месте земля стоит денег. Но аренда рекреационной территории подразумевает траты на большие пустующие площади для прогулок, игр на воздухе и т.д., которые дохода не приносят. Пока, что касается мест отдыха, бизнес вкладывается на свой страх и риск, официально землю никто не отводил, и работают они до первой жалобы. Пока не будет хозяина, ничего не изменится, и это касается не только пляжей.

Отдых братчан для власти - вопрос второстепенный

Уже упомянутый предприниматель Петр Волков сегодня в обиде на властьимущих.

- Это какой-то порочный замкнутый круг! С 2008 года я пытаюсь решить вопрос с Зябой. В 2011 году хотел оформить права на эту землю, вел переговоры с администрацией, оформлял документы, а потом меня пригласили на комиссию, поулыбались и сказали, что это федеральная земля, и обсуждать вопрос на уровне города бессмысленно! Я целый год потерял на оформление бумаг, не говоря уже о том, что понес затраты. Тут волей-неволей задумаешься о «профессионализме» чиновников!

Что касается открытия пляжа, я ознакомился со всеми требованиями. Их масса! Дважды в год нужно делать анализ проб воды (150 тысяч рублей за один раз); необходимо провести осмотр дна – водолаз должен обследовать огромную территорию; нужно содержать спасателей и медперсонал и т.д. В условиях нашей природы все это сложноокупаемо. Нынешнее и прошлое лето выдались жаркими, а в позапрошлом году в воздухе висела дымка из-за пожаров, вода не прогревалась, и купались всего с неделю. Кто-то из предпринимателей, может быть, и готов пойти на этот риск.

Я намеревался построить базу отдыха и зарабатывать на сопутствующих услугах: аренде шезлонгов, раздевалок, прокате инвентаря, торговле продуктами и напитками. А что касается ответственности за купающихся, то тут есть лазейка в правилах Государственной инспекции по маломерным судам. Достаточно установить на берегу аншлаги с надписью «Купаться запрещено!». Собственно, на действующих базах отдыха так и сделали.

Мой пакет документов до сих пор лежит в Иркутске. Но из-за постоянно меняющихся руководителей Агентства лесного хозяйства и коррупционных скандалов земли, насколько я знаю, сейчас вообще не выделяются. Летний отдых горожан никак не организован, мы предлагали это как-то решить, пытались протянуть администрации руку помощи, но, похоже, эти вопросы для властей второстепенны.

Современная зона отдыха, которой лишился Братск

Летом 2013 года депутатам Думы города Братска был презентован амбициозный проект строительства зоны отдыха и спорта на Падунском пляже. 4 теннисных корта, оборудование для занятий вейкбордингом, пляж на понтонах, детская площадка, прокат спортинвентаря, здание с гостиничными номерами, тренажёрным залом, конференц-залом и медкабинетом – все это по задумке авторов проекта могло появиться в Падуне уже к 2020 году. Однако предприниматель Дмитрий Панарин вместо слов поддержки услышал лишь перечень «нельзя». Проект отправили на доработку, чтобы привести его в соответствие с требованиями закона (преимущественно, уже упомянутого Водного кодекса). Но закон - лишь одно из препятствий. Инвесторам сообщили, что земельный участок уже передан в пользование футбольному клубу «Сибиряк» (который через год практически утратил свой вес, лишившись профессиональной команды). Зачем клубу пляж? Тем более, что «Сибиряк» им не занимался, там пытался зарабатывать арендатор Роман Тупиков, владелец бани на воде.

Кроме того, пляж - зона культурного наследия, и перед стройкой там необходимы археологические изыскания (но, как говорится, это не проблема, а расходы). Нашлись и другие препятствия. А вот желающих помочь преодолеть эти препятствия в администрации не нашлось, несмотря на публичные призывы Константина Климова.
Статья 6 пункт 6 Водного кодекса РФ гласит: «Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров...». Кто сегодня возьмется определить местонахождение кромки воды Братского водохранилища? Величина эта настолько непостоянная, что разница между максимальным и минимальным уровнем воды может составлять сотни метров. Однако статья 5 пункт 4 поясняет: «Береговая линия (граница водного объекта) определяется для…пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды (НПУ)». А НПУ - это «оптимальная наивысшая отметка водной поверхности водохранилища, которая может длительно поддерживаться подпорным сооружением». Страшно представить, какая площадь должна пустовать из-за этой гипотетической способности плотины Братской ГЭС удерживать воду!

Экстремалы на «птичьих правах»

Год назад на заливе, соседствующем с Северным Артеком, энтузиасты вейкбординга построили Cable Park «Твоя стихия». Берега соединил буксировочный трос, натянутый  между двумя вышками – этот механизм заменяет катер, за которым обычно катаются водные лыжники или вейкбордисты. Экстремальный спорт доступен всем желающим - здесь же можно взять напрокат снаряжение и получить советы инструктора, разумеется, за плату. Кроме того, на берегу огорожен небольшой участок, на котором стоит батут и укрытие от солнца. Конечно, это не пляж в прямом понимании, однако отдых на воде здесь организован. Сергей Варламов, на счету которого это не первый спортивно-экстремальный проект, с особенностями работы на береговой полосе столкнулся впервые:

- В городской администрации нам никто не может сказать, что нужно делать, как правильно оформить документы, куда обращаться по поводу этой земли. Мы построили этот парк для себя. И рады бы заключить договор об аренде, легализоваться, но не можем. Это такая же странная ситуация, как с рыборазводным заводом – никто ничего не знает. Мы хотим развивать в Братске вейкбординг, но как это сделать, когда мы «на птичьих правах»?

Петр Волков все еще надеется, что ситуация в городе изменится – ведь кандидат в мэры Сергей Серебренников, идя на выборы, в своей программе обещал братчанам, что у них появится возможность культурно и без вреда для здоровья отдыхать.

http://tkgorod.ru