16 июня 2015 г., Республика Удмуртская
http://www.izvestiaur.ru/

ОСВОД Удмуртии в годы войны

Как общественные организации помогали фронту? Специально для газеты «Известия Удмуртской Республики» историческое исследование провел руководитель республиканской общественной организации ОСВОД Удмуртии Владимир Черников. 


Общество накануне испытаний 
Воссозданное после гражданской войны Общество спасания на водах - Союз обществ содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях СССР (Союз ОСВОД) в 30-е годы ХХ века проводил профилактическую работу среди населения, организаций, на предприятиях, в колхозах, учреждениях и школах, кружках по обучению спасательному и водолазному делу, гребле, плаванию, а также создавал и следил за работой спасательных постов. Деятельность массовой общественной организации финансировал Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). Руководящим органом общества был Центральный совет союза ОСВОДА СССР. Союз ОСВОД возглавлял Михаил Калинин. 
В рядах союза насчитывалось полмиллиона человек. В 1940 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве открылся специальный павильон «Союз ОСВОД». На пруду павильона прошли показательные выступления спасателей, состязания по гребле, плаванию, метанию спасательных снарядов. 
Удмуртский республиканский ОСВОД руководил деятельностью Ижевского городского и районных отделений общества - Сарапульского и Воткинского. К июню 1941 года в Удмуртии общество насчитывало 1800 членов. 
Центральный совет ОСВОД УАССР на территории республики возглавлял оборонно-массовую работу, и с началом войны обществу предстояло увеличить количество людей, изучающих военно-морские специальности, повысить уровень оборонных знаний населения региона. 

Женщины идут на помощь 
Перед организацией стоял ряд сложных задач. Часть персонала, особенно специалистов и руководителей, уходила на фронт, но при этом требовалось не только увеличить объёмы подготовки специалистов для армии и флота, но и сделать это в сжатые сроки без ухудшения качества подготовки. Часть имущества нужно было передать фронту и, как раньше, продолжать работу по спасению и профилактике несчастных случаев на воде. 
Мобилизация личного состава в Красную Армию и перевод кадров на другие виды оборонно-хозяйственной деятельности из осводовских организаций Удмуртии в течение второй половины 1941 года уменьшили штатный состав почти вдвое, на 44 человека, - инструкторов, водолазов, мотористов, судоводителей и других. Среди ушедших на фронт был начальник республиканской спасательной службы Д. Д. Крайтер. Всего за годы Великой Отечественной на фронт ушли около 5000 осводовцев Удмуртии. 
В связи с призывом в армию 72 процентов членов президиума Центрального совета Республиканского общества спасания на водах в его состав входили представители других государственных и партийных органов: председатель первичной организации ОСВОД ижевской школы № 22 Максимова, представитель СНК УАССР Ширяев, инструктор военного отдела обкома партии Д. А. Киселёв, секретарь обкома ВЛКСМ по военной работе А. Я. Гельман, старший инструктор военного обучения военкомата УАССР С. М. Новосёлов. Так, Д. А. Киселев являлся одновременно членом оргбюро Центрального совета Осоавиахима УАССР, а С. М. Новосёлов - членом республиканского Комитета по делам физической культуры и спорта УАССР. 
Привлечение женщин из первичных организаций к оборонно-массовой и спасательной работе позволило пополнить кадровый резерв руководителей организаций ОСВОД УАССР в годы войны. Так, в 1941 году на должности начальника и заместителя начальника спасательной службы Воткинской районной станции ОСВОД приняли комсомолок Подкину и Феклистову. Водоспасатель Н. Г. Горева в 1942 году стала начальником спасательной станции Ижевского городского ОСВОД, комсомолка С. П. Аксенчикова - начальником спасательной службы Центрального совета ОСВОД Удмуртии. К концу 1943 года 64 процента членов общества составляли женщины. Они работали над повышением знаний и навыков, выполнением технического минимума на нормативы с выдачей значков «Моряк» и «Водоспасатель», проводили практические занятия среди личного состава (погружения на грунт, учебные тревоги по спасательному делу и т. д). С 1942 года возобновились проходившие в довоенное время республиканские мероприятия по повышению квалификации штатного состава. 

Учить качественно 
В 1941 году за высокие результаты работы 9 человек лично-командного состава организаций ОСВОД Удмуртии занесли на республиканскую Доску почёта. Так, по итогам социалистического соревнования первое место завоевали осводовцы Сарапула. Занесением на республиканскую Доску почёта отметили начальника спасательной службы города П. С. Глухова, старшего моториста И. М. Терентьева, матроса-спасателя А. В. Харина. 
Сокращение материально-технической и учебной баз сказывалось на проведении спасательных работ и обучения. Если к июню 1941 года республиканский ОСВОД имел 16 моторных и 53 гребных суда, 10 водолазных аппаратов и гидрокостюмов, то с началом Великой Отечественной войны сократились бюджетные поступления, снабжение запасными частями для ремонта судов и водолазных аппаратов. 
В июле 1941 года Народный комиссариат обороны начал создание заградительных водных отрядов для фронта. Союз освод передал в действующую армию и флот в общей сложности 19 отрядов в составе 249 судов, в числе которых полностью оснащенных 7 катеров и 3 моторные лодки, отправленные из Удмуртии. К концу 1943 года материальная обеспеченность республиканского общества считалась удовлетворительной: с осени 1941 года его учебный и спасательный флот увеличился с 59 до 70 единиц. В декабре 1943 года в ЦС ОСВОД УАССР имелось 3 катера, 18 спасательных и 49 учебных шлюпок, 19 водолазных аппаратов, 42 кислородных баллона, небольшое количество запчастей. Несмотря на трудности, располагая определённым минимумом квалифицированных кадров и матчасти, организации ООСВОД проводили систематическую подготовку водолазов, аквалангистов, сигнальщиков, пловцов, гребцов.