11 сентября 2016 г., Город Москва
От дальнейшего развития ВОСВОД выиграет и безопасность людей на водах, и Россия в целом

Из первых рук

Деятельность Всероссийского общества спасания на водах (ВОСВОД)  по сути и духу близка деятельности МВД России – у обоих ведомств в центре внимания человек, его безопасность, а зачастую и жизнь. Читателям же журнала ВОСВОД интересен ещё и потому, что председателем его Центрального совета является Пётр Васильевич Нелезин, с 1999 по 2001 годы занимавший должность заместителя министра внутренних дел Российской Федерации и курировавший тыловые структуры ведомства. Заметим, что много лет он является членом редакционного совета нашего издания, не в первый раз выступает на его страницах. С ним и состоялась эта беседа, цель которой – познакомить читателей с историей и опытом работы старейшей в России общественной организации.

 

П.В. НЕЛЕЗИН, председатель Центрального совета Всероссийского общества спасания на водах, генерал-полковник внутренней службы в отставке

 

– Во время сезона отпусков водоёмы притягивают к себе огромное количество отдыхающих, и здесь полиции не обойтись без надёжного соратника – Всероссийского общества спасания на водах. А с чем связано, Пётр Васильевич, столь пристальное внимание к ВОСВОДУ не только общественности, но и Президента России, Правительства Российской Федерации?

– Чтобы ответить на ваш вопрос, приведу печальную статистику. Ежегодно в России тонет до 10 тысяч человек, из них около двух тысяч – дети. Примерно две трети погибших – мужчины, большей частью трудоспособного возраста. Эти цифры значительно выше показателей многих зарубежных стран. Мало того, человеческие потери на воде превышают потери от пожаров, производственных травм и при других чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Это ли не веские причины для того, чтобы восстановить действовавшую некогда отлаженную систему профилактики происшествий на реках, озёрах, морях, а также контроля мест массового отдыха?

Сейчас хотя и  другие времена, страна другая, но наша задача прежняя – обеспечение безопасности людей на воде. А это и обучение детей плаванию, и подготовка с последующим техническим освидетельствованием пляжей, и организация деятельности спасательных служб, и помощь в охране общественного порядка, и многое другое.

– Известно, что Всероссийское общество спасания на водах является старейшей общественной организацией нашей страны, имеет давние традиции. Молодые люди, родившиеся в современной России, мало что знают о её истории. Расскажите, пожалуйста, когда был создан прообраз нынешнего ВОСВОД.

– Идея его создания родилась в 1872 году в среде моряков Кронштадта. Начинание было настолько своевременным, что его поддержало всё тогдашнее российское общество, сверху донизу – от рядовых матросов до самого царя. Созданное тогда «общество подаяния помощи при кораблекрушениях» сделало много полезного. Только за первые три года своего существования оно построило и открыло 179 спасательных станций и постов в наиболее опасных местах. 16 ноября 1892 года Общество получило высочайшее по тем временам право именоваться «императорским». Спустя три десятилетия в составе молодой, но известной добрыми делами структуры уже работало свыше 12 тысяч её действительных членов и 1405 спасательных учреждений. Они не только, так сказать, несли вахту у водоёмов, но и оказывали материальную помощь пострадавшим на водах, вели  просветительскую работу.

– Энтузиазм людей этой организации достоин восхищения. Даже в самые трудные для страны времена общество продолжало работать. Бывало, что в силу объективных причин организация ликвидировалась. Но во многих регионах силами активных спасателей на водах сохранялись местные отделения. И откуда люди черпали силы?

– В этом нет ничего удивительного, так диктовала сама жизнь. Ведь с древнейших времён большинство народов, населявших нашу страну, были связаны с водой. Вдоль берегов рек, озёр и морей селились наши предки. Они пользовались водоёмами для сообщения, торговли, рыбной ловли. И недаром же некоторые реки в народе уважительно называли на людской манер: Волга-матушка, Амур-батюшка.

Отмечу также, что Россия, как никакая другая страна, богата водными ресурсами. Общая протяженность береговой линии только морей более 60 тысяч километров. По нашей территории протекает 25612489 больших и средних рек общей протяженностью 8373606 километров. На этом далеко не исчерпываются наши водные богатства. У нас 2747997 озер общей площадью зеркала 408856 квадратных километра. Мы располагаем сотнями тысяч прудов. Правда, за эти богатства вода всегда брала страшную плату – жизни людей. Она была и остается одним из главных источников опасности. Недаром исстари на Руси говорили: «Жди от огня беды, а от воды горя»! Значит, только объединившись можно противостоять стихии. И наши предки хорошо усвоили эту истину, завещав её нам.

- А как сложилась судьба ОСВОДА в годы Великой Отечественной войны?

– То было сложное время. Людей на фронте не хватало, поэтому большинство осводовцов влились в действующую армию и воевали там отважно. Многие из них удостоены высоких наград, а некоторые водоспасатели стали Героями Советского Союза.

 Однако сама общественная организация на какое-то время оказалась без  руководства и активных членов. В этой ситуации Совнарком СССР своим Постановлением от 18 декабря 1943 года службу спасения на водах ликвидировал, а её функции возложили на судоходные инспекции Наркомречфлота и порты Наркомфлота. Охрана общественного порядка и обеспечения безопасности на пристанях, водных переправах, в установленных местах купания были возложены на НКВД СССР. Всё числящееся за спасательными станциями и постами имущество безвозмездно было передано Наркомфлоту.

– Петр Васильевич, к счастью, общество ВОСВОД выстояло во время системного кризиса начала 90-х годов прошлого века. Тогда, казалось, рушились не только общественные организации, но и Российское государство. Какой урон при этом был нанесён самому делу спасания на водах?  

– Безусловно, кризис сильно отразился на позициях нашей организации. Беда в том, что решать эту задачу сегодня во много крат сложнее, чем в былые времена. Утратив финансовую поддержку со стороны государства, общество понесло и материальные, и кадровые потери. К примеру, раньше в стране действовало 17 заводов по изготовлению спасательного оборудования. После безоглядного свёртывания производства и закрытия этих предприятий региональные советы общества один за другим стали упраздняться. Собственность ОСВОДа оказалась брошенной на произвол судьбы и  стала разворовываться.

К тому моменту, когда несколько лет назад было решено возродить организацию, положение сложилось критическое. То немногое имущество, которое удалось сохранить – здания, спасательный инвентарь, лодки – стремительно ветшало. Всё это привело к резкому увеличению трагедий на водах, возросли потери в экономике от разгула водной стихии.

И всё же нам удалось выйти из кризиса. Сейчас ВОСВОД России имеет свои отделения в 73 регионах страны, в них работают более 30000 человек. В 36 субъектах действуют школы подготовки спасателей ВОСВОД, в 41 регионе работают водно-моторные клубы. В стране функционируют 29 мобильных групп подводно-технических работ, а спасательные станции и посты осуществляют постоянное дежурство в 70 регионах.

Процессу возрождения общества был придан новый серьёзный импульс, когда Президентом Российской Федерации было подписано поручение всем руководителям высших исполнительных органов государственной власти о необходимости обеспечить совместно с нашим обществом и МЧС России разработку региональных программ, направленных на создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обучение населения плаванию.

  – Есть ли в этих программах место сотрудничеству со структурами МВД России, ведь по многим позициям функции обоих ведомств пересекаются. И спасатели, и полицейские стоят на страже безопасности  граждан.

– Надо сказать, что проблема обеспечения безопасности на воде комплексная, и решать её необходимо тоже комплексно. Так, мы заключили с МВД России соглашение о совместной деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан в местах массового отдыха, на причалах, на водном транспорте и на транспортных магистралях, расположенных вблизи водных объектов. В рамках этого соглашения обмениваемся информацией, проводим взаимные консультации и исследования профильных проблем. МВД России в пределах установленной компетенции осуществляет профилактические мероприятия, направленные против террористической и экстремистской деятельности, участвует в организации взаимодействия и координации действий при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Руководство органов внутренних дел вправе привлекать в установленном порядке специалистов ВОСВОД к мероприятиям, направленным на обеспечение общественного порядка и безопасности граждан на водных объектах.

Мы активно сотрудничаем и с подразделениями МЧС России. На обустройство пляжей, профилактику несчастных случаев и обучение населения плаванию у этого  ведомства нет ни времени, ни сил. Правда, в структуре министерства есть Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) – своеобразный аналог ГИБДД, только на воде. Но она  обеспечивает только транспортную безопасность, ей не хватает сил даже на выполнение основных задач. К примеру, в Анапе на 25 километров прибрежной зоны всего 7 инспекторов ГИМС. Понятно, что они вынуждены  работать в авральном режиме. В данной ситуации ВОСВОД вполне мог бы прийти им на помощь, взяв на себя всю профилактическую работу.

Отмечу, что уже небольшое движение в нашу сторону есть. В ГИМС по примеру ГИБДД отказались от функции обучения вождению. Теперь они только принимают экзамены и выдают водительские удостоверения, а учат ВОСВОД и частные школы.

– Еще одна проблема – обустройство пляжей. Почему-то многие руководители муниципальных образований попросту закрывают на них глаза, хотя находятся они на подведомственной им территории.

– В целом могу согласиться с этим утверждением. На территории России в последние годы складываются необычные для наших широт погодные условия. С приходом лета устанавливается небывалая жара, что неизбежно влечет людей к воде, на пляж. Примечательно, что такие аномалии повторяются из года в год, и толпы отдыхающих на не обустроенных  пляжах множатся на глазах. В то же время здесь на лицо минимум удобств, мизерные вложения и сплошные нарушения общепринятых правил поведения у воды и на воде.

Конечно, местные власти стараются предпринять меры для элементарного порядка в местах массового отдыха, во избежание страшных трагедий. Но этого недостаточно. Настолько, что возмутился даже глава государства. Недавно в Челябинске после осмотра металлургических предприятий В.В. Путин проезжал мимо городского пляжа, который его неприятно поразил. Владимир Владимирович резко заявил местным властям: «Я обратил  внимание губернатора на это. Надеюсь, что и в других регионах Российской Федерации руководители муниципалитетов и губернаторы примут меры. Лето жаркое. Нужно просто помочь людям отдохнуть полноценно».

– Ну и как сегодня обстоят дела с благоустройством городских пляжей?

– К сожалению, позитивных перемен почти не видно. Скорее, наоборот: год от года с началом летнего сезона разрешёнными признаются всё меньше мест для купания. Ведь для того, чтобы оборудовать пляж в соответствии со всеми нормами, нужно вложить определённые деньги. А зачем – думает иной глава города – если можно просто закрыть его по какой-то причине, пусть и надуманной? Запрещающая табличка, снимающая с муниципальных властей всякую ответственность, куда дешевле благоустройства. Но людей-то не остановишь. Они всё равно идут искупаться. И пока ещё никого не привлекли к ответственности за то, что люди утонули по причине плохой подготовки пляжа. Хотя эта практика уже не за горами.

Есть у нас и вопросы к предпринимателям. Каждый арендатор места у водоёма должен вложить немалые средства в обустройство пляжа, и лишь потом развивать свой бизнес. У нас же зачастую всё делается в обратной последовательности…

Наша организация могла бы осуществлять общественный контроль за пляжами по договорам. Мы даже готовы взять полностью на себя оборудование мест купания. Причём, знаем, как и что нужно делать, у нас есть подготовленные специалисты. Например, водолазы, которые могут квалифицированно обследовать и расчистить дно водоёма. Или взять спасателя ВОСВОД – это же универсал, обладающий целым комплексом профессиональных качеств. Он на любую ситуацию реагирует мгновенно. Поэтому наш спасатель имеет спортивную подготовку – как у пловца, медицинскую – как у врача, и водолазную – как у профессионала своего дела.

Пётр Васильевич, как известно, за рубежом высокий авторитет снискала  Международная федерация спасения жизни. Представлена ли в ней Россия?

– Нашу страну в Международной федерации спасения жизни представляет ВОСВОД, а всего в неё входят 135 стран. У нас, конечно, много своих школ подготовки спасателей: в Санкт-Петербурге, Мурманске, Туле, Новосибирске, Москве… Но наши учебные заведения выпускают спасателей, имеющих какую-то определённую специализацию: спасатели-медики, спасатели-водолазы. А по международным нормам спасатель на воде получает знания и навыки по целому ряду направлений.

В перспективе мы намерены открыть в России постоянно действующую международную школу, хотя это связано с большими сложностями – лицензирование осуществляется и у нас, и в Международной федерации. Поэтому вопрос решается медленно. Кроме того, мы планируем возродить былую славу советских осводовцев-спортсменов, для чего сформировали свои команды уже в 16 регионах и проводим всероссийские соревнования.

Как видите, планы у нас амбициозные. Для их полной реализации необходимы дальнейшее укрепление рядов осводовцев, общественная и государственная поддержка нашего движения, создание условий для развития ВОСВОД и качественной подготовки специалистов-спасателей. От этого выиграет не только наше главное дело – спасание людей на водах, но и Россия в целом.

 

 Анатолий КРИЧЕВЦОВ, главный редактор журнала «Вопросы материально-технического и медицинского обеспечения»